Главный туристический аттракцион Сальты – Tren a las Nubes, Поезд в облака. Люди едут в Аргентину специально ради этого поезда. Чудо инженерной мысли прошлого века, железная дорога, которая начинается на высоте 1,500 м в Сальте и заканчивается на высоте 4,200 м гигантским виадуком. И когда едешь по виадуку, а погода облачная, кажется, будто под поездом ничего нет, кроме неба. Мы, конечно, никак не могли такое пропустить.
Ключевым словом в описании поезда оказалось «туристический». Во-первых, немалая цена. Для тех, кто не готов отдать 120 у.е. за покатушки на поезде, существует автомобильная экскурсия, которая движется параллельно с поездом по дороге, но на виадук экскурсанты не попадают. Девушка в офисе бесцветно поинтересовалась: «Вы едете на поезде туда и обратно? Обратно можно пересесть на автобус». Но ведь гулять так гулять, хотели поезд – будет поезд, в 6:00 выезжаем, в 23:00 возвращаемся.
Рано утром с толпой состоятельных туристов мы загружаемся в вагон, предупредительный стюард раздает завтрак (булки, печеньки и круассаны – Аргентина же). Где-то в предместьях Сальты стюард попросил опустить металлические ставни на окнах, т.к. «некоторые люди могут бросать в поезд камни». Примечание: в Аргентине железная дорога находится в упадочном состоянии, и пассажирские поезда здесь – экзотика. Ну, а наш состав подписан и раскрашен, поэтому все знают, что это за поезд.
Проехав опасную зону и подняв ставни, мы видим пейзаж, уже знакомый нам по поездке в Качи: долина реки и облачный лес.
Рядом с поездом весело несется в облаках пыли кортеж: полиция, скорая, машины экскурсантов.
Жители хибарок, примостившихся около железной дороги, высыпают во двор и с энтузиазмом машут нам. Кстати, так неистово и массово машут туристическим автобусам и вообще любым иностранцам только в Аргентине 🙂 Взрослые бросают свои дела и выводят чумазых детишек поглазеть на поезд с туристами. Эти бедные и грязные люди с таким искренним восторгом и радостью встречали наш поезд, в то время как городские жители швыряли в него камни (из зависти?).
Этот путь – часть торговой железной дороги из Аргентины в Боливию. Регион богат полезными ископаемыми и поэтому изрыт шахтами. Строить дорогу пригласили инженера из США. Железные опоры для виадука отливали в Германии. Эти и другие факты мы узнаем из образовательно-развлекательного видео, которое крутят в вагонах на больших экранах над головой (как в киевском метро). Тем временем поезд поднимается все выше, растительность скуднеет, и в разрезе горных пород видно те самые полезные ископаемые.
Поезд проезжает туннели и проходит несколько инженерных находок в конструкции ж/д полотна. Об этом каждый раз с чувством колоссальной значимости своей образовательной миссии объявляет стюард. Скучно и хочется кушать. И вообще, когда будет остановка и можно будет выйти размяться?
О чем нас никто не предупредил, так это о том, что за весь день поезд делает только две остановки суммарно на 25 минут. Остальные 16 с половиной часов ты сидишь. Максимум, ходишь по вагону. 16 часов в сидячем вагоне, забитом людьми. Уже через 6 часов мои попа и спина молили о пощаде, но помощи ждать было неоткуда. Мы мысленно матерились на тормозящих девушек в офисе, которые не удосужились объяснить маршрут, иначе обратно мы взяли бы автобус.
Следующим открытием стало то, что вагона-ресторана нет. Отцепили его в этом году. Можем предложить вагон-бар, там есть шоколадки, и, если поторопитесь, еще успеете на подогретые пирожки. А вы что, хотели горячую еду в 17-часовой поездке? Наивные. Мы – опять мысленно – поблагодарили судьбу за нашу приобретенную в путешествии привычку ВСЕГДА брать с собой термос чая и какую-то минимальную еду – орехи там, бананы, печенье.
Тем временем пейзаж за окном был прекрасен и величественен, но, увы, уже хорошо нам знаком.
К тому времени, как мы подъехали к виадуку, у нас уже был очень грустный вид.
Перед заездом на виадук составу торжественно прицепили локомотив с другой стороны.

Вот она, кульминация всей поездки:
Надо сказать, заезд на виадук и вправду впечатляет. Даже страшновато стало. Далекооо внизу на нас глазеют те, кто приехал на машине. А по крутой тропинке с самого низа с удивительной скоростью несутся бабули с тюками на спинах, чтобы успеть разложить свои сувениры на платформе. Мы – их недельная выручка. Поезд, наконец, останавливается, и нам можно выйти на 15 минут. Между скалой и поездом зажата толпа людей, и все равно, раскорячившись прямо на скалах в нелепых позах, там сидят торговцы сувенирами.
Больше всех пашут индейские дети. Мальчики с невинными глазами подходят и спрашивают: «Сеньора, хотите ламочку?», робко протягивая копеечные брелоки в виде лам. И повсюду слышен звон разбивающихся сердец европейских старушек.
Чем эти 15 минут были ценны для нас, кроме возможности размять ноги и сделать селфи – так это тортильями. Лепешки с козьим сыром пекли прямо здесь, на портативных мангалах. Я настолько жаждала нормальной горячей пищи, что буквально вырывала тортильи из грязных рук продавцов, почти что не интересуясь ценой. Конечно, это не нормальная пища, но все же не печеньки.

Пришло время садиться в поезд и ехать обратно. Вместе с нами сели местные пацаны из тех, что торговали на платформе сувенирами, и развлекали пассажиров частушками (за вознаграждение, разумеется). Где-то через полчаса мы прибыли к нашей второй остановке – шахтерскому городку Сан Антонио де лос Кобрес.
Это самый высокий город в Аргентине. Что сказать, сурово здесь люди живут. Тяжелая работа в шахтах, бедность, удаленность от крупных городов, холод по ночам, да и на такой высоте мало что растет. Там у нас было еще 10 минут, чтобы затариться следующей порцией тортильи. Тут даже можно было купить что-то типа салата из консервированных фруктов в пластиковом стаканчике.

А вот заброшенный шахтерский поселок. Найдите с трех попыток, называется.
Обратный путь прошел приятнее, чем путь туда. Во-первых, половина пассажиров пересела на автобусы, и можно было закинуть ноги на сидение напротив. Во-вторых, мы познакомились с Дианой, чудесной девушкой из Питера (привет, Диана), которая была где-то в середине своей кругосветки. За приятной беседой время пошло быстрее. Наши с ней впечатления от поезда полностью совпали.

17 часов без нормальной еды и возможности проветриться за 120 долларов – это плохая сделка. Кроме того, все пейзажи мы уже видели за гораздо меньшие деньги в поездке в Качи и по дороге из Сан-Педро в Сальту. Из действительно уникального – 5 минут на виадуке. Да, поезд был хорошо оборудован, в каждом вагоне кислородные баллоны и услужливый стюард, но этого мало.
Когда мы, измученные, уже подъезжали к Сальте, нас опять попросили закрыть ставни. И в этот раз камни летели по-настоящему, одно окно разбилось. Не сиделось людям дома в 11 вечера, надо было кого-то активно ненавидеть. Эх.
На этом мы покинули Сальту и отправились на север, к границе с Боливией. Сделали остановку на переночевать в городке Humahuaca (Умауака). Маленькое поселение, типичное для Альтиплано, с индейцами и каменно-грязевыми улочками.
Город – перевалочный пункт туристов и бэкпекеров, поэтому здесь масса народу и местные зарабатывают на сдаче дешевых комнатушек. Утром мы сели на автобус и покатили в сторону Боливии, покинув Аргентину теперь уже надолго.
ты, конечно, описала эту поездку ооооочень корректно, но разочарование от «поезда в облаках» чувствуется. а мне все равно интересно! жду следующей статьи!
пожалуй, это было самое большое разочарование за всю поездку)
Величественные пейзажи и другая реальность бытия, и, наверное, вглядываясь в бесконечную череду гор и дорог, забываешь себя, растворяясь в вечности.. Но пардон, 16ч с минибаром и шоколадками.wtf? Хотя, кульминация того стоила, для меня так точно — я узнал, что на такой высоте в аргентиских горах водятся тюлени =РРР
И, кстати, памятник, те парни на конячках, в шапочках, чубами и усами мне однозначно кого-то напоминают…
>> поезд на тортильевой тяге
на тортильевом толкаче 😉
@Nick, Педро и Родриго Хуан Мигель-Чапаев