Все, что вы хотели (и не хотели) знать о жизни в оккупированном Крыму

Дисклеймер: этот пост не является журналистским материалом, не претендует на объективность и предлагает результаты моих личных наблюдений за жизнью в Крыму.

Начну сначала. Я выросла в Крыму, здесь же живет бОльшая часть моей семьи и моих друзей. Я живу в Киеве, поддерживала Евромайдан, была и есть против присоединения Крыма к России. В конце мая я впервые приехала в Крым после того, как он стал российским.

Будем смотреть правде в глаза: сложно считать украинской территорию, которая увешена российскими флагами, которая полностью контролируется российскими военными, полицией, госорганами, законодательством, где единственная валюта – рубли и где все это происходит при значительной поддержке населения. На границе все было ок, моя крымская прописка сняла все вопросы. В нашем вагоне никаких скандалов и высаживаний из поезда не было.

Украинские и российские масс-медиа тиражируют два мнения соответственно – 1) после аннексии в Крыму наступил совковый ад, 2) после аннексии в Крыму наступило всеобщее счастье. Завывания некоторых людей о том, как в Крыму все стало плохо, меня бесят не меньше, чем сладенькая российская пропаганда. Можно легко найти доводы в пользу обеих точек зрения, все дело в личных убеждениях и степени накручивания себя. По-моему, для рядового крымчанина реальность ни там, ни там.

Спешу разочаровать всех, кто с удовольствием смакует фейковые новости о том, что в Крыму стало невозможно жить. Газ, свет, вода, продукты, бензин – все на месте. Пруф – уставленные украинской молочкой полки в Фуршете.

IMAG1064

Из-за отключения воды в канале пострадало только сельское хозяйство. Мобильные операторы работают в том же режиме, что и раньше. Украинские телеканалы есть у всех, у кого кабельное телевидение, и интернет пока тоже никто не отменил. Цены действительно выросли на 20-40%. При этом пенсии и зарплаты у бюджетников выросли в среднем в два раза, что, разумеется, с лихвой компенсирует повышение цен. Бизнес пока более-менее работает. Пострадали, в основном, сотрудники крупных украинских и международных компаний, которые ушли из Крыма. Курортный сезон не удачный, но и не провальный. Помимо туристов в Крым приезжает все больше и больше людей с Донбасса, которые бегут от войны.

В целом жизнь в Крыму как текла, так и течет. Крымчане – очень пассивный народ, который предпочитает, чтобы их не трогали, и который привык приспосабливаться и крутиться. Люди занимаются своими делами, работают, растят детей, строят планы, как и раньше. Новое законодательство? Ок, перестроимся. Цены в рублях? Пока неудобно, но ничего, привыкнем. Не работают банки? Подождем, устаканится. Глубоких изменений пока не видно, да и рано еще для них. Существует некоторый организационный бардак: некуда платить налоги, банковской карточкой нигде не воспользуешься, за паспортами огромные очереди. Народ, хоть и недоволен, все же понимает, что все это естественно для переходного периода, и не сильно возмущается. Есть много маразмов типа принудительного отдыха в крымских санаториях для российских госслужащих (пообещали ведь заполнить), большого количества зеленых человечков на улицах, запретов на митинги.

Что интересно, сейчас в Крыму отсутствует коррупция. Всю старую, намертво присосавшуюся к кормушке крымскую политическую «элиту» разгоняют, чего не могла сделать ни одна украинская власть. Пришли надзиратели из России, которым абсолютно не интересно, чей ты кум и с кем ты работал, им эти все фамилии ни о чем не говорят. ДПС-ники выписывают штрафы и предупреждают: «Забудьте слово «договоримся». Больницы наконец-то получают хорошее финансирование (это я знаю точно). Похоже, что из Крыма делают образцово-показательный регион, где проводятся реформы, искореняется коррупция, государственный аппарат работает.

Сложнее всего разобраться, что происходит в головах у людей. Категорично пророссийских товарищей захлестнула волна истерического патриотизма, и часто они ведут себя, мягко говоря, некрасиво по отношению к Украине и украинцам. Рассказы о том, что даже те, кто голосовал за Россию, пожалели и хотят обратно – байки украинской пропаганды, которая подчас ничуть не лучше российской. Очень большая часть населения искренне поддерживает присоединение к России. Но крымчане – это не два лагеря, черный и белый, это множество оттенков серого. Часть населения голосовала за Россию не потому, что сильно туда хочет, а потому, что их пугает та Украина, которая есть сейчас. Как я поняла, здесь есть две основные причины: бандеровцы и татары. Многие крымчане верят в бандеровцев, боятся западноукраинских националистов и фашизма, который захлестнет Украину, если у власти будут правые. Объяснить мифичность этих самых украинских фашистов очень трудно, как и то, что правые у власти – это малый процент. Люди были всерьез напуганы слухами о «поездах дружбы» с Западной Украины, которые приедут «резать русское население». При этом украиноязычное население Крыма (а такое существует) никогда не испытывало притеснений из-за языка. В школах он отлично изучался, и за много лет я ни разу не столкнулась с проблемой на языковой почве. Как сказала моя подруга, год назад все эти люди массово пели на концерте Океана Эльзы, не переживая, что это же украинский язык. То есть миф работает в обе стороны: «бандеровцы придут в Крым и будут гнобить русский язык», «в Крыму притесняют украинский язык и культуру». Печальный результат многолетних спекуляций и работы масс-медиа. Следующий пункт – татары. В Крыму татарский вопрос имеет очень долгую и сложную историю. В украинских медиа у татар образ благородного культурного народа, двигателя прогрессивных изменений, который несправедливо притесняют на своей же земле. При всем моем уважении к моим учителям и знакомым-татарам, у крымчан на этот счет свое мнение. Крымские татары давно хотят собственную Крымско-Татарскую республику, от чего остальные 85% населения Крыма не в восторге. Были агрессивные заявления, было агрессивное поведение, они были услышаны и отфильтрованы крымчанами, которые решили, что Россия, в отличие от Украины, сможет справиться с вопросом. Поэтому самое, наверное, популярное сейчас мнение – «у нас хотя бы не как в Славянске».

Тех, кто не поддерживает присоединение к России, тоже довольно много, как и тех, кто отказался от российского гражданства. Пока у них все в порядке, никто никого не высылает с территории. Эти люди, как правило, очень обижены на Украину, которая взяла и сдала их России без сопротивления. Но, как я уже говорила, Крым – не то место, где будет вестись партизанская война, и проукраинская часть населения молча сделала себе российские паспорта (жить и работать ведь как-то надо, а уезжать многие не хотят) и ждет, как ситуация будет разворачиваться дальше.

Когда люди встречаются, они тщательно стараются обходить тему политики, но по микроинтонациям, отдельным словам стараются все-таки понять, разделяют ли они одно и то же мнение. Осторожничают. Многие переругались из-за политических взглядов, и иногда лучше не знать, что думают твои знакомые, крепче спишь.

One comment on “Все, что вы хотели (и не хотели) знать о жизни в оккупированном Крыму

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s