Когда я летела на другой конец света, я подсознательно ждала, что там абсолютно все будет по-другому. Приехав в Аргентину, я испытала легкое разочарование: декорации местами очень украинские, местами вполне европейские, люди выглядят как-то обычно, все тот же Colgate и McDonald’s, те же продукты. У меня и акклиматизации никакой не было, я сразу без проблем начала пить местную воду, есть местную еду и отбиваться от комаров, будто у себя дома.
Где-то вычитала, что Аргентина – это страна с испанским языком и французским стилем жизни. Судя по тому, что я вижу и что рассказывают сами аргентинцы, здесь, пожалуй, больше итальянского, чем французского и испанского.
Самым важной, характерной и большой особенностью Аргентины для меня стала еда. Первое время аргентинский режим питания сводил меня с ума. Завтракают тут кофе и выпечкой, с 12:30 до 15:00 обедают, около 17:00 опять кофе, после 21:00 ужин. Однажды после ночного автобуса, не успев поужинать накануне, мы со слезами отчаяния бегали по большому городу и пытались найти утром хотя бы яичницу, безуспешно. Все кафе и рестораны работают – и везде кухня закрыта. Есть великолепный ассортимент выпечки – слоечки, булочки, багеты, пирожные с кремом (французский образ жизни?), сливочное масло, джемы… Панадерии и пастелерии – булочные – на каждом углу. Но никаких омлетов, блинчиков, овсянки и прочих радостей простого украинца. Гвоздь аргентинского завтрака – это круассан (тут он называется medialuna – полумесяц) и dulce de leche, что-то вроде вареной сгущенки. Вместе с кофе или мате это вкусно, но не каждый же день. Максимум, чего можно добиться утром – это сэндвич с ветчиной и сыром. Бывает еще горячий сэндвич. Днем в короткий промежуток времени заведения предлагают menu del dia – комплексный обед по промо цене, нечто вроде нашего бизнес-ланча. Типичное меню на выбор: паста или равиоли, филе мерлузы в кляре, кусок мяса с картошкой фри (она здесь вездесуща, а еще над белорусами смеются).

Очень много мучного, очень много мяса, полное отсутствие супов. Если вам не посчастливилось пообедать в то же время, в которое обедают аргентинцы, то раньше 20:30 нормальной еды не ждите, опять только сэндвичи, кухня закрыта. Зато к 21:00 аргентинцы начинают кутить. Самое время съесть полкило мяса, закусить картошкой фри и запить вином. Существует примерно три разновидности салата: 1) лук, латук и помидоры, 2) то же самое, но еще с яйцом и сердцевиной пальмы, 3) «русский салат» — вареные овощи типа картошки, моркови и свеклы. Приятная особенность: обычно перед едой подают комплимент от заведения — кубьерто. Как правило, это булочки с маслом или соусом, но бывают и более оригинальные закуски. Быстро привыкаешь) Иногда, правда, кубьерто включают в счет))
Разумеется, в Аргентине есть заведения с разнообразным меню, и разумеется, не обязательно все питаются дома, как я описала. Но аргентинцы очень любят сидеть в кафе, это часть их культуры. Мне иногда кажется, что половина населения страны не работает, а сидит в кафешке с кофе и газетой. Они вообще люди расслабленные) Поэтому я думаю, что картина, которую я увидела, достаточно объективна.
Отдельного разговора заслуживает аргентинское мясо. Эта страна – один из мировых лидеров скотоводства. В любой стремной забегаловке можно рассчитывать на прекрасное, свежее, качественное мясо. Я покупала мясные блюда в жутких уличных ларьках, и с восхищением наблюдала, как прямо при мне жарят сочные, розовые, свежайшие куски. И местные стейки великолепны. Существует миллион разновидностей и названий приготовленного мяса, за месяц я так и не разобралась во всех этих бифе де чорисо, асадо, кордеро, ломо и прочих грилях-стейках.
Зато во всем остальном аргентинцы не блещут разнообразием. Паста, пицца, бургеры. Все это, безусловно, вкусно, но через две недели такого меню меня уже начало тошнить от мучного. И при этом местные совсем не толстые! В магазинах можно найти хорошие местные сыры и в целом неплохую молочку. Из фруктов все те же яблоки/персики/бананы, в основном, не очень вкусные (хотя был не сезон), кроме винограда. Есть свекла, капуста, кабачки и пр. – борщ сварить проблемы нет)
Пьют в Аргентине либо мате, либо кофе. И то и другое строго в первой половине дня, и то и другое в колоссальных объемах. На ночь уже пьется всякая кока-кола и вода. Кофе здесь хороший, даже в самом скромном хостеле можно рассчитывать на два пятилитровых термоса со свежесваренным кофе на завтрак. Мне очень не хватало чая, о зеленом чае вообще молчу. Однажды автобусная стюардесса спросила, что бы я хотела в качестве напитка к ужину, и когда я попросила чай, она очень удивленно переспросила: «Чай? к ЕДЕ?», как будто я только что осквернила священное понятие еды, и с видом «ох уж эти извращенцы» пошла греть воду.
Местную страсть к мате сложно преувеличить. Вся страна ходит с термосом подмышкой и калабасом в руке. Я видела продавцов и кассиров в банке, которые каждую свободную секунду тянутся к термосу, водителей, потягивающих мате прямо за рулем, людей, ежедневное занятие которых состоит только в сидении на крыльце и питье мате. Видимо, употребление мате – интимный процесс, у каждого есть свой калабас и трубочка, и поэтому в ресторанах заварной мате найти сложно. Но если тебе кто-то предлагает отпить свой мате, надо соглашаться, это как трубка мира для аргентинца.

Следующая важная особенность – аргентинские города. Еще одна вещь, которая сводила меня с ума – квадратно-гнездовая структура городов. В разных городах центральные улицы и площади называются одинаково, и один квартал не отличается от другого. Мгновенно теряешь ориентиры, все спутывается, и ты кружишь по этим клеточкам на карте, как по лабиринту. Вечером становится хуже, потому что в городах вечером передвигаться невозможно. По крайней мере мне это стоило кучу нервов. На узкие тротуары вываливают все жители города, здесь же стоят километровые очереди на транспорт, не говоря о том, что еще с утра все тротуары засижены какими-то переносными лотками с трусами и пиратскими DVD (наши МАФы – просто бутики по сравнению с этим). Никто никуда не спешит, бабули идут вразвалку, останавливаясь каждый метр, и ощущение, что идешь по бесконечной рыночной площади, проталкиваясь среди этого страшного шума и беспорядка. Добавить дезориентацию и кучу машин, и становится совсем грустно. Зато тот же коллективный дух, что выгоняет всех вечером гулять, гонит аргентинцев на пикник при первой возможности. По вечерам, в обеденный перерыв, на выходные, в праздники все парки и скверы заполнены отдыхающими людьми. И это, наверное, хорошо.
Теперь о наболевшем. В Аргентине совершенно отвратительные туалеты. За месяц я встретила только один почти нормальный туалет в заведении. В этом смысле Украина – просто центр западной цивилизации. В Аргентине даже в приличных ресторанах туалет будет тесный, грязный, в клочьях бумаги и залитый водой, обязательно что-то будет оторвано или поломано, обязательно чего-то не будет (бумаги, мыла, сушилки, воды). И еще у них нет замков на дверях кабинок, т.е. время от времени приходится отбиваться от желающих зайти. Такое же неприятное впечатление производят магазны и супермаркеты. Снова грязь, снова облупленность, теснота и неразбериха, практически отсутствует понятие оформления витрин, а если вы вдруг хотите расплатиться в магазине карточкой, то вас ждет процедура на полчаса. Удивление вызывают и аргентинские песо. Купюры меньше 100 песо – это какие-то порванные тряпочки.

Веселая ситуация здесь с валютой. В стране дефолт, и официально аргентинцам нельзя покупать иностранную валюту. В банке ее не достанешь, в обменниках для иностранцев курс плохой. Поэтому процветает черный рынок. Если в официальном обменнике курс на момент нашего визита был около 7, 5 песо за доллар, то на черном рынке это будет 11 песо за доллар. Естественно, все операции через банкоматы и карточки проводятся по официальному курсу, поэтому пользуясь карточкой, ты на пустом месте теряешь 30% денег. Мы об этой ситуации не знали, пока не доехали до Сальты (Пуэрто-Игуасу будто живет в какой-то информационной изоляции от остальной страны). Хорошо, у нас был с собой запас налички, пришлось тратить всё. Чтобы обменять деньги, надо пойти на определенную улицу, одну из центральных, там каждые пять метров стоят люди разной степени подозрительности и кричат «камбио, камбио!» (обмен). Вцепившись в сумку с деньгами, мы долго ходили вдоль этих камбиста и выбирали наименее подозрительного на вид. Дальше положено назвать валюту (доллар или евро) и торговаться. Чем больше денег и чем крупнее у тебя купюры, тем выгоднее курс. После того, как договорились о цене, парень повел нас в подъезд то ли отеля, то ли офисного центра, мы зашли в лифт, вжались в угол, доехали до нужного этажа, и зашли в их «офис» на задворках. В офисе есть кассы, в каждой обслуживают таких же меняльщиков. Мы поменяли доллары, получили огромную пачку песо, которую неловко рассовали по разным карманам и отделениям сумок, и без приключений вышли обратно. Всю дорогу чувствовали себя героями кино про гангстеров и подпольные империи, прикидывая, как будем убегать от облавы и жертвами каких мошеннических схем мы можем стать. На самом деле все местные в один голос говорят, что это безопасно, вся страна ведь так живет, и никаких проблем с полицией не бывает. Так и было, мы сами несколько раз пользовались черным рынком и слышали много историй от других людей, ни одной плохой среди них. Но впечатления яркие)
Вообще Аргентина прекрасная страна. Такая южная на севере и такая северная на юге, если говорить о менталитете. От пингвинов до обезьян, от гор до океана Аргентина красивая и аграрная до мозга костей, а люди здесь наслаждаются жизнью и чрезмерно не напрягаются. Здесь есть, что исследовать, и остались еще неувиденные места на следующий раз, если он будет. Но пока мне хватило Аргентины, и в ближайшее время я скучать не буду.
А теперь о важном. Я живу в Украине, поэтому и меряю все Украиной. До этого так складывалось, что я путешествовала по самым развитым странам мира: Сингапуру, ОАЭ, Германии, Норвегии, другим европейским странам. Разница так очевидна, что Украиной их толком и не измеришь. В чем мы им уступаем, ясно и так, поэтому я, будучи оптимисткой, искала положительное сходство хотя бы в мелочах, обращала внимание на вещи, которые у нас удобнее или которые начинают у нас тоже внедряться, пусть и черепашьими темпами. И вот я в стране третьего мира. У Аргентины и Украины много похожего, и тем контрастнее выглядят различия. Раньше я верила, что и в моей стране будет жить хорошо, и не надо печалиться, а нужно стремиться к высоким стандартам. Увидев отличные дороги на такой огромной территории (Ибера – исключение), хорошо организованный городской транспорт, узнав о минимальной зарплате и гос.помощи малоимущим, я поняла, что и от похожей страны третьего мира мы безнадежно отстали. Каждый домашний аэропорт сверкает новизной и крутостью. На каждом задрипанном автобусном терминале есть бесплатный wifi. Каждое село, которое мы видели, имеет отличное футбольное поле и спортивную площадку. И так далее. Сразу оговорюсь: я все еще верю, что у нас в обозримом будущем все будет хорошо, и сейчас для этого есть больше оснований, чем когда-либо. Я впервые трезво осознала, сколько нам предстоит догнать, в какую глубочайшую яму Украина себя закопала за эти годы. Здесь тоже есть коррупция и экономический кризис, ни в одном банке не купишь иностранную валюту, а туристическая инфраструктура далека от той же европейской. Но при всех проблемах какие-то важнейшие, базовые вещи у аргентинцев организованы лучше. Это осознание для меня оказалось шокирующим. Зато стало четче видно поле деятельности, которое есть сейчас перед украинцами.
«Всю дорогу чувствовали себя героями кино про гангстеров и подпольные империи» — такие эмоции будете помнить очень долго!