В один из дней в Мендосе мы взяли тур по винодельням (чем еще можно вообще заниматься в винном регионе?). Брали тур у фирмы Kaltur, отличная, кстати, компания, с ними же мы ездили в горы. Тур включал поездку по трем бодегам (винным подвалам) – Navarro Correas, Trapiche и Zuccardi, и потом обед в ресторане при бодеге Zuccardi.
К туру я готовились заранее, зная, как легко пьянею: выпила драмину, чтобы не качало в автобусе после алкоголя, хорошо позавтракала, набрала с собой еды, чтобы закусывать. А можно было и не беспокоиться. Хоть вина и подаются без каких-либо закусок типа сыра или гренок, но их наливают совсем мало, и ни одна винодельня не давала на дегустации больше трех сортов вина. Развлечение не для желающих выпить))
Мендоса – преемница итальянских традиций, именно итальянцы принесли сюда культуру виноделия и построили оросительную систему, чтобы виноград не засох в местном климате. Поэтому почти все винодельни гордо ставят итальянские фамилии в название и всячески намекают на свое итальянское происхождение. Хотя сам процесс приготовления вина и результат, по словам гидов, не имеет ничего общего с итальянскими винами, а ближе к французским. И до 1950-х годов здесь производили «какой-то уксус, а не вино: светлый уксус и темный уксус». Только во второй половине века производители начали разделять разные сорта винограда и производить то, что уже не стыдно называть вином.

Ни одна из бодег не вдается в тонкости производства вина и выращивания винограда. В основном рассказывают немного об истории винодельни, о том, как вино выдерживается, какие сорта производят, об особенностях именно этой бодеги. Я не особенно разбираюсь в вине, и такой тур – это как раз хороший шанс распробовать разные сорта и расширить горизонты. Кроме собственных предпочтений, узнала еще несколько интересных вещей. Например, нас научили азам дегустирования. Ничего нового, but still good to know. Вино правильно дегустировать так: сначала смотрят на цвет, желательно при этом подложить под бокал белую бумагу или салфетку, чтобы фон не оттенял собственный цвет вина. Белое вино обычно характеризуют словами «золотистый, желтый, светлый, насыщенный», для красного – «бордовый, розовый, красный, прозрачный, тёмный» — короче, на сколько хватит фантазии. Потом осторожно опускают нос в бокал (образно, не буквально) и, как бы это покрасивее сказать, обоняют. Когда наобонялись, можно слегка взболтать бокал, и понюхать еще раз, аромат будет другой. После одним глотком ополаскивают рот, чтобы не было примесей к вкусу от предыдущего вина или еды, а вот уже второй глоток можно держать во рту и смаковать сколько угодно. Таким вот вдумчивым дегустационным методом я убедилась, что мне не нравится Chardonnay, и очень даже нравится Malbec. Кстати, этот сорт винограда (и вина) наиболее распространен в Аргентине.
Большое внимание уделяется бочкам. Они изготавливаются из специального дуба; как правило, производители сочетают в разных пропорциях французский и американский дуб. По пористости и прочим хитрым свойствам французский дуб считается круче (кто бы сомневался). Под французским дубом подразумевается дуб, который купили во Франции, а сама Франция добывает его, где только может, в том числе и в Украине)) Существует еще китайский дуб, но он вообще печальный, для приличных вин его не используют.

Для элитных коллекций бочки используются только свежие и только один раз, после чего отправляются во вторичное использование для вина попроще. Бодеги помоднее используют одни и те же бочки до трех раз и перепродают их другим производителям, которые ими потом пользуются и пользуются. Бочка после четвертого использования стоит примерно в 100 раз дешевле, чем свежая. Но после -дцатого использования бочка все еще не выбрасывается, а разбирается на щепки, которые кладут в другие бочки «для придания вину некоторых характеристик». Почти что безотходное производство.
Еще нам поведали, что урожай 2014 года был худшим за последнее десятилетие из-за обилия дождей, так что увидите аргентинские вина 2014 – не берите.
А теперь о самих винодельнях.
Navarro Correas – довольно молодая винодельня, и специализируется на молодых винах.
Они из крупнейших производителей, и у них те же владельцы, что и у брендов Smirnoff, Bailey’s и Captain Morgan. И тут во всем чувствуется претензия на элитность: пускают только на ограниченную территорию, а вход в подвал похож на подземное хранилище банка. Но лично мне их вина не очень понравились.
Trapiche один из самых старых и солидных производителей вина в Аргентине с более, чем столетней историей.
Один фрагмент этой истории особенно занятен. В начале ХХ века тот самый «уксус», который когда-то производила винодельня, поставляли по железной дороге в Буэнос-Айрес. Жара, неподходящие условия, низкое качество – и в итоге половина вина по дороге портится. На месте, чтобы не терять прибыль, уцелевшее вино разбавляли водой и спиртом, и однажды по ошибке добавили вместо этанола метанол. Сколько было жертв, не сказали. Но сейчас у них вино отличное, и очень популярно в Аргентине. 70% вина они производят сами, а 30% покупают у маленьких виноделен и выпускают под своим брендом, но с сохранением названия винодельни. Так они поддерживают местных производителей. Вообще Trapiche, на мой взгляд, самая интересная винодельня из трех увиденных. Они расположились в старинном здании, которому более 100 лет и которое пережило несколько землетрясений. Недавно владелец захотел полностью его переделать и модернизировать, но архитекторы его отговорили, сказав, что 90% здания можно использовать. В итоге вино делается практически в музее с оригинальным деревянным полом, деревянной крышей и каменными ёмкостями для хранения вина.

Кроме винограда в их владениях растут оливки, и в этом году они взялись за производство оливкового масла.

Familia Zuccardi — тоже молодая винодельня, но уже стала одной из крупнейших. Винодельня напоминает выставку современного искусства, все стильно оформлено, а в магазине можно купить не только вино, но еще косметику из винограда и оливок, духи, сувениры, и что угодно еще.
У них я попробовала вино, которое понравится большинству девочек: десертное Tardio. Почти прозрачное, легкое и оочень приятно сладкое. Но в магазинах я его потом не нашла( Среди их виноградников затерялся их же итальянский ресторанчик, в котором мы обедали.
Было вкусно. Там нам устроили мини-дегустацию их оливковых масел. Они действительно разные! «Терпкое послевкусие с нотками банана» — это не фантазия, а вполне себе реальная характеристика масла, сделанного из определенного сорта оливок. Обмакиваешь кусочек хлеба в масло и пробуешь, если есть несколько сортов для сравнения, то разница очень заметна. Теперь я фан)
Ну, и мы практически прошлись с вами по винодельням. Спасибо за экскурсию 🙂